Не пора ли перестать желать невозможного?

Дав второй раз в своём блоге ссылку на статью профессора Блинкина «Годо не придёт», я второй же раз и прочитал её (и думаю, ещё не раз это сделаю). Почти сразу после второго прочтения у меня зачесались руки как-то спроецировать почерпнутые из статьи знания на нашу балашихинскую действительность. В частности, в статье моё внимание привлекла такая вот информация:

  • На один автомобиль в городе, устроенном по Роберту Мозесу (т. е. в городе, или агломерации, в котором или в которой автомобиль является основным средством передвижения жителей), приходится 150-200 м2 асфальтированного пространства общего пользования. Уровень автомобилизации населения в нём может достигать 800-900 автомобилей на 1000 человек. Под автодорожную инфраструктуру в таком городе должно быть отдано приблизительно 30-35 % территории. Наиболее близко к идеалу «города по Р. Мозесу» по многочисленным оценкам урбанистов приблизился Лос Анжелес, который выглядит вот так:

 

 

Без личного автомобиля передвигаться по такому городу крайне затруднительно.

 

  • В Сингапуре правительство жёстко квотирует уровень автомобилизации населения, искусственно поддерживая её на отметке где-то 200 автомобилей на 1000 человек. Это обусловлено ограниченностью пространства, под автодорожную инфраструктуру в городе-государстве отведено порядка 11 % территории и увеличивать эту составляющую не представляется возможным. Такое положение вещей привело к тому, что на один автомобиль в Сингапуре приходится 75 м2 асфальтированного пространства

     

  • На один московский автомобиль приходится сегодня порядка 23 м2 асфальтированного пространства общего пользования, при этом на долю улично-дорожной сети в Москве приходится не более 10 % городской территории, а уровень автомобизации населения составляет порядка 300 автомобилей на 1000 человек

 

Теперь примерим эти знания на нашу действительность.

 

В Московской области уровень автомобизации населения по данным СК «АльфаСтрахование» составляет 323 автомобилей на 1000 человек. Население г. о. Балашиха по данным переписи 2010 г. составляет 215,5 тыс. человек, т. о. балашихинцам принадлежит порядка 70 тысяч автомобилей. Согласно аукционнойдокументации на содержание дорог Балашихи в 2014 г. общая площадь дорожного полотна в городе Балашиха (без сельских территорий) составляет 639 719 м2. Таким образом, на один автомобиль в Балашихе приходится 9,2 м2 асфальтированного пространства. По данным Википедии площадь городского округа составляет 3872 га, т. е. на автомобильные дороги при таком подходе приходится всего 1,7 % территории города.

 

Здесь я хочу сделать оговорочку. В статье Блинкина речь идёт об «асфальтированном пространстве общего пользования». По идее, под эту категорию попадают внутриквартальные проезды и даже стоянки перед многоквартирными домами, но что-то мне подсказывает, что их площадь в эту цифру не входит, иначе 23 м2 асфальта на машину в Москве становится совершенно невозможной цифрой: по СП 113.13330.2012 п. 5.1.5 площадь одного парковочного места составляет 13,3 м2. Видимо, считать всё-же надо именно дорожно-уличную сеть, без внутриквартальных проездов.

 

Теперь попробуем под тем же углом зрения взглянуть на мою родную Зелёновку. Да, это не совсем корректная аппроксимация, так как это уже микроуровень, на котором действуют другие законы, и, тем не менее, попробуем применить такой подход для грубой оценки.

 

При текущем населении района приблизительно в 7,9 тыс. человек (это результат моих собственных расчётов, приведу их как-нибудь позже отдельно), площади района в 17,6 га (данные с сайта Росреестра) и площади ул. Зелёной в 5520 м2 (данные из той самой аукционной документации на содержание дорог) мы имеем 2,2 м2 дороги на одну машину. Но давайте-ка повнимательнее приглядимся к  геометрическим параметрам ул. Зелёной. В аукционной документации, из которой я беру эти данные, сказано, что длина ул. Зелёной составляет 0,92 км, при этом, если проверить эту величину с помощью Яндекс.Карт, выйдет значительно меньше:

 

 

Я уже писал об этом. Трудно сказать, чем обусловлен данный феномен, но факт остаётся фактом и, если мы в своих расчётах используем правильную длину улицы, её площадь надо будет уменьшить пропорционально длине, в итоге получится, что на одну машину на Зелёновке приходится всего 0,9 м2 асфальта и площадь дорожной сети Зелёновки составляет всего 1,4 % от площади района.

 

Это сейчас, а, если ГК «Жилищный капитал» всё же построит три своих 17-этажки, увеличив население района до 9,1 тыс. человек, у нас будет уже 0,8 м2 асфальта на один автомобиль.

 

Для наглядности я внёс все эти данные в таблицу:

 

Город Уровень автомобилизации населения (автомобилей на 1000 человек) Количество асфальтированного пространства на один автомобиль Часть площади города, отданная под автодорожную инфраструктуру
«Город по Р. Мозесу» 800…900 150…200 м2 33…35 %
Сингапур 200 75 м2 11 %
Москва 300 23 м2 10 %
Балашиха 323 9,2 м2 1,7 %
«Зелёновка» сейчас 323 0,9 м2 1,4 %
«Зелёновка» после строительства новых домов 323  0,8 м2 1,4 %
 

Понятно, что цифры все приблизительные, но разброс значений на порядок впечатляет, не так ли? Теперь давайте думать, что с этими знаниями делать.

 

Мировая транспортная наука видит всего два пути в борьбе с пробками: экспансия предложения (увеличение количества дорог) и дестимуляция пользования горожанами личными автомобилями (платные парковки, платный въезд в центр города, высокий транспортный налог, и всё это – в комбинации с качественным общественным транспортном). 

Очень хотелось бы узнать, к какой модели склоняется, например, заместитель руководителя администрации г. о. Балашиха по вопросам ЖКХ, транспорта, дорог, связи С. Э. Морозов, но это не так важно, для меня намного важнее, что думаем по этому поводу мы с вами.

 

Кто-нибудь вообще представляет себе, какие горы должна свернуть Балашиха, чтобы обеспечить каждого автомобилиста города хотя бы сингапурскими 75 м2 городских дорог? Ведь это увеличение площади дорожно-транспортной инфраструктуры в 6-7 раз, совершенно космические затраты! Это-ж сколько всего надо снести, сколько людей переселить! Вы теперь понимаете, какой песчинкой в Сахаре было расширение на одну полосу Балашихинского шоссе по сравнению с истинными потребностями настоящего автомобилеориентированного города? Стоит ли удивляться, что эффект у этой меры оказался нулевым? А ведь других, сколь-нибудь заметных, мер по экспансии предложения за последние 30 лет с момента строительства Объездного шоссе не было и, главное, если не считать строительство дублёра Щелковского шоссе, не предвидится! Обессветофоривание Горьковки и Щелчка здесь не при чём, мы говорим сейчас только о квадратных метрах асфальта на дорогах.

А ведь мы все хотим, очень хотим продолжить ездить на работу, в гости, в магазин, в поликлинику именно на машине, но только «чтоб без пробок». Для этого мы всё время требуем от власти новых дорог, ну, или хотя бы расширения дорог существующих (что не просто бесполезно, но и очень вредно для городской среды).

И ведь никто, никакой Воробьёв или Максимов, а тем более, Морозов, нам не говорит: «Нет друзья, ничего у нас не выйдет. Посмотрите сами на цифры. Никак нам в Балашихе (как и в намного более богатой Москве, кстати) не удовлетворить ваших потребностей. На экспансию предложения в требуемых масштабах в казне денег нет и не будет, зато есть деньги на дестимуляцию спроса и мы потратим их максимально эффективно. Лос Анжелес мы строить не будем, зато быстренько организуем вам тут Будапешт или Хельсинки какие-нибудь. Через пять лет все, как миленькие, пересядете у нас на новенькие удобные автобусы и забудете, как страшный сон, годы своей жизни, потерянные в пробках. Маршруток никаких не будет, а нормальных автобусов с низким полом и русскиим водителем в форменной фуражке будет много. Они будут курсировать преимущественно по выделенным полосам строго по расписанию, плавно подруливая на остановках к самому бордюру. Диктор приятным баритоном будет объявлять остановки. Комфортабельные остановочные павильоны будут снабжены понятными картами многочисленных и разнообразных маршрутов. Мы гарантируем каждому жителю Балашихи, что поездка в любую точку города или в Москву составит не более 30 минут, в противном случае мы повезём вас бесплатно. Мы гарантируем, что время ожидания автобуса составит не более 10 минут, в противном случае пассажир прямо на остановке получит бесплатную чашку какао», ну и так далее, со всем остановками. Вот о чём надо мечтать при наших исходных данных и вот чего надо требовать от властей – глядишь, какая-то часть этого запроса и материализуется. Только запрос должен быть внятным и прозвучать он должен чётко и определённо. Я тут немного хватанул лишнего, конечно, но уверяю вас, все блага, которые я перечислил выше – события гораздо более реальные, чем не то, что 75, а 30 м2 асфальта на машину.

Так что давайте вспомним, что мы взрослые люди и, проанализировав факты, переключим уже свои потребности на более реальные вещи и потребуем от города нормальный общественный транспорт вместо «нормальных дорог».

Update: опубликовал расчёт численности населения Зелёновки.

 

Write a comment

Comments: 0